22 декабря 2013 г.

Творческий писатель + творческий читатель = интеллект-карта как конспект текста

3 декабря 2013 года у меня наконец-то появилась возможность провести внеплановое информационное совещание для сотрудников библиотек образовательных организаций (если понятней - для школьных библиотекарей).
Тема совещания звучала так: "Итоги седьмого всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2013»" (на форуме я присутствовала лично).
Готовясь к совещанию, просматривая свой блокнот с записями, поняла, что рассказывать о форуме, как и после прошлой своей поездки на форум, буду постепенно весь год: слишком много информации. Для нынешнего совещания выбрала три основных вопроса:
  1. Музей-заповедник "Михайловское".
  2. Ключевые темы докладов на открытии форума.
  3. Тренинг Т.Д.Жуковой по созданию ментальных карт.
1. Про Пушкинский Заповедник говорить здесь не буду: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Будете знакомиться с заповедником, "бродить" по нему на виртуальных экскурсиях, не забудьте мысленно сказать спасибо человеку, который его создал - Семёну Степановичу Гейченко, удивительному человеку. Фильм о нём можно посмотреть на канале "Культура".

2. Открытие форума освещено на странице РШБА (Русской школьной библиотечной ассоциации). Там же выложена видеозапись, так что с докладами можно познакомиться в первоисточнике.

3. Тренинг «Маиндмэппинг (интеллект-карты) на базе имеющихся знаний по методу Бьюзена для развития когнитивных навыков у преподавателей и учеников» Татьяна Дмитриевна Жукова на форуме проводила следующим образом: сначала все, присутствующие в зале, устно по-очереди подбирали ассоциации, например, к слову "газета", потом рисовали кластеры по теме "10 вещей, которые я люблю" (у всех, понятное дело, работа вошла в список любимых вещей), а закончили работой в группах: созданием интеллект-карт на тему "Школьная библиотека".
С методом Бьюзена (Buzan) (правда, на английском языке, но есть картинки!) можно познакомиться в блоге Тони Бьюзена, в документе "How to Mind Map", через интеллект-карты, созданные по его методу.

Свою работу с библиотекарями я планировала построить так же, как на форуме.
Но, по счастливому стечению обстоятельств, Инесса Александровна Курило, бывший библиотекарь школы № 1, принесла мне заметку из "АиФ": "Возьмите, потом с библиотекарями почитаете".
Статья Захара Прилепина "Слово! А не рубль" (в Интернет-версии она называется "Нация, разучившаяся читать, превращается в толпу") удивительным образом легла на тему нашего совещания, как слова на музыку.
Эту статью мы попытались законспектировать с помощью интеллект-карт. Библиотекари сначала сопротивлялись, ссылаясь на непростую тему и серьезный язык статьи, а потом справились с задачей неожиданно легко. Легко в том смысле, что ключевые слова - основу основ работы с любым текстом - в интервью можно было выделить сразу. Многие фразы Захара Прилепина так и просятся в цитаты. Большое спасибо автору от благодарных читателей за то, что его текст настолько емок, точен, понятен, хлёсток. Это - без иронии.

Работа на совещании имела продолжение.

В полном восторге от прилепинского текста, от того, что непростой текст у нас получилось "разобрать по кирпичикам", его составляющим, я поделилась информацией в "Педагогическом клубе сетевого взаимодействия". Коллеги-участники клуба захотели увидеть продукт, получившийся у библиотекарей.
Конечно, тот результат, который остался в блокнотах у библиотекарей, чирканный-перечирканный шариковой ручкой, выставить на всеобщее обозрение возможности не было. Кроме того, и сам продукт было бы неплохо доработать. На совещании на это не хватило времени: закончился рабочий день.
Работу над созданием интеллектуальных карт я решила организовать с помощью сетевых сервисов. Был выбран сервис Рисунок Google по следующим причинам:

  • аккаунт Google есть у многих библиотекарей;
  • интерфейс похож на известный всем Paint;
  • можно вставлять в документ различные объекты, рисование различных видов связей не ограничено возможностями сервиса, как во многих сервисах создания ментальных карт;
  • представление о документах Google библиотекари имеют, правда, до этого мы работали только с Формами;
  • люди будут вынуждены научиться работать в облачной среде и перестанут испытывать страх к такого рода работе, почувствуют вкус к ней.

Работу организовать оказалось не так-то просто, в первую очередь из-за хронической нехватки времени: у меня начался "праздник жизни" - недельный муниципальный этап конкурса "Учитель года", требующий соответствующей подготовки, на всех нас свалился неожиданный мониторинг, о "мелких" текущих заботах я и не говорю.

Групп, работавших над текстом на совещании, было две. Одна составляла конспект статьи с условным заголовком "Проблемы", другая - "Решение проблем".
Такой же результат я планировала получить и в электронном документе. Но первоначальный состав групп изменился: многие по веским причинам в совместной работе принять участие не могли.
В результате у нас получилось 2 цельных конспекта.
Здесь - один из промежуточных результатов.
А вот - результат.


Интеллектуальная карта “Миф о читающей стране”


Попытка интеллектуальной карты по статье Захара Прилепина
 "Нация, разучившаяся читать, превращается в толпу"

4 комментария:

  1. Ответы
    1. Стараемся. Хорошо, что нам, библиотечным работникам, есть у кого учится.

      Удалить
    2. Развитие нелинейного мышления - дело трудное, но в условиях нелинейного информационного пространства весьма необходимое. Надеюсь, что Вы поделитесь очередными достижениями в mind mapping. Очень интересный опыт!

      Удалить
    3. Да, очень трудное. Нам, безусловно, еще многому нужно будет научиться. Слишком тяжело переходить от множества казенных фраз, которые мы виртуозно научились писать за годы работы в школе, к одному-единственному визуальному образу, который точнее этих фраз.

      Удалить